Каким нормативным документом определяется перечень работ относящийся к текущему ремонту, капитальному ремонту и реконструкции водозаборных скважин?

Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса экспертиза не проводится в отношении проектной документации на буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр. В случае, если водоотбор составляет менее 100 м3/сутки, технический проект разработки месторождения подземных вод не предусмотрен, в таком случае следует руководствоваться проектом на геологоразведочные работы?

Если да, то фактические параметры эксплуатационной скважины могут отличаться от проектных. Уточните, в каких случаях необходимо проводить экспертизу проектной документации на ремонт и реконструкцию водозаборных скважин?

В действующем законодательстве Российской Федерации о недрах отсутствуют нормативные требования к перечню работ, относящихся к текущему ремонту, капитальному ремонту и реконструкции водозаборных скважин.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, относятся к участкам недр местного значения.

В соответствии с п. 8.1 ст. 4 Закона «О недрах» согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.

Согласно ч. 1 ст. 29 Закона «О недрах» запасы подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, не подлежат государственной экспертизе. Пользователь недр не  обязан проводить работы  по геологическому изучению недр с целью оценки запасов подземных вод  на таких участках, и соответственно составлять проект геологического изучения недр.

Дополнительно сообщаем, что экспертиза проектной документации на ремонт и реконструкцию водозаборных скважин не предусмотрена законодательством о недрах.

Есть действующая скважина с питьевой водой. Каков порядок получения лицензии на право добычи и бутилирования ?

Согласно ст.16 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

 Согласно п. 3 ст. 2.3 Закона РФ «О недрах» участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее – питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, относятся к участкам недр местного значения.

Таким образом, в зависимости от объемов добычи подземных вод, Вам необходимо подать заявку в соответствующий территориальный орган Роснедр либо в уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минприроды России от 29.11.2004 № 710 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности» для получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения, Вам необходимо представить документы, указанные в п.3 данного приказа.

При этом к заявке должны быть приложены дополнительные сведения, которые в зависимости от степени геологической изученности участка недр и наличия на нем водозаборного сооружения должны содержать:

целевое назначение использования подземных вод;

обоснованную потребность в подземных водах с учетом перспективы развития;

требования к качеству подземных вод и режиму эксплуатации водозаборных сооружений;

паспорт (при его наличии) и характеристику режима эксплуатации водозаборного сооружения;

наличие имеющейся или проектируемой наблюдательной сети скважин, ее характеристику, сведения о методах наблюдений за подземными водами.

Прошу дать разъяснения в части применения п. 8 «Правил охраны подземных водных объектов» (утв. постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. № 94): «Водозаборы подземных вод с объемом добычи свыше 100 куб. метров в сутки должны быть оборудованы наблюдательными скважинами для проведения систематических наблюдений за качеством и уровнем подземных вод на участке недр, предоставленном в пользование». Предусматривает ли требование п. 8 обязательное сооружения отдельных специальных наблюдательных гидрогеологических скважин на водозаборах с объемом добычи свыше 100 куб. метров в сутки в случае:

- эксплуатации группового водозабора, в пределах горного отвода которого имеются резервные скважины, оборудованные для ведения наблюдений;

- эксплуатации одиночного водозабора состоящего из двух эксплуатационных скважин, эксплуатирующихся попеременно, что позволяет использовать одну из скважин в качестве наблюдательной в период простоя;

- эксплуатации водозабора стоящего из одной эксплуатационной скважины.

Также прошу разъяснить, указанные в п. 8 наблюдательные скважины должны быть оборудованы только на эксплуатируемый водоносный горизонт или на все водоносные горизонты, залегающие в границах горного отвода? Достаточно ли для выполнения требования п. 8 иметь в пределах горного отвода водозабора наблюдательную скважину, оборудованную на водоносный горизонт?

Согласно п. 8 Правил с целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод. В соответствии с указанным пунктом Правила разделяют процедуру оснащения эксплуатационных и резервных скважин приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод и процедуру оборудования водозабора отдельными наблюдательными скважинами. Исходя из этого, одновременного выполнения одной скважиной добывающих и наблюдательных функций действующим законодательством не предусмотрено.

При водоотборе из одиночной скважины подземных вод объемом свыше 100 куб. метров в сутки должна быть оборудована наблюдательная скважина. Следует отметить, что, как правило, объем добычи из одиночной скважины не превышает указанной величины.

В п. 8 Правил не установлены требования по оборудованию наблюдательных скважин на эксплуатируемый водоносный горизонт. Таким образом, в качестве наблюдательной может использоваться любая скважина, расположенная в пределах горного отвода.

До внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94 пункт 8 Правил будет действовать в принятой редакции.

Вопрос по экспертизе проектов ГИН (подземные воды).

Недропрользователь пропустил внутренний срок выполнения проекта ГИН, установленный в лицензии, и занялся этим вопросом в 2017 году. Лицензия действительна до 2020 года. При прохождении Росгеолэкспертизы было получено отрицательное заключение по проекту ГИН, основанное на пропущенном сроке. При попытке внести изменения и дополнения в лицензию в части переноса срока разработки проекта ГИН был получен отказ комиссии Центрнедра. Недропользователь при этом намерен полностью реабилитироваться и выполнить все условия. Просьба прояснить тупиковую ситуацию.

Ответ: В случае нарушения сроков геологического изучения, предусмотренных в условиях пользования недрами по лицензии на пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи (вид лицензии ВР) или разведки и добычи (вид лицензии ВЭ), ФБУ «Росгеолэкспертиза» направляет пользователю недр отрицательное заключение экспертизы проекта геологического изучения недр. Основанием для отрицательного заключения служит несоответствие проектной документации на геологическое изучение недр условиям пользования недрами, закрепленным в лицензии на пользование недрами (для проектной документации на геологическое изучение недр, финансируемое за счет средств пользователей недр).

Однако согласно п. 6 ч. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») пользователь недр имеет право проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией. Следовательно, все работы по геологическому изучению могут осуществляться пользователем недр вне зависимости от того предусмотрено ли это лицензией и в любое время до истечения срока действия лицензии.

С учетом вышеизложенного Роснедра считает, что в данном случае следует руководствоваться действующим законодательством о недрах, в соответствии с которым пользователь недр имеет право представить проект геологического изучения, провести геологическое изучение и выполнить условие по оценке запасов подземных вод в течение срока действия лицензий вида ВР и ВЭ. Таким образом, нарушение сроков проведения геологического изучения, предусмотренных лицензией, не может являться основанием для отрицательного заключения экспертизы проектной документации. Такой подход способствует выполнению недропользователем обязательств по оценке запасов подземных вод на предоставленном участке недр и постановке их на государственный баланс.